Ilya » 25 янв 2016, 22:22
Уровень конкуренции вырос за 2015 год, думаю ни для кого не секрет, что в 2016 году он вырастет ещё. Как я вижу, те кто бравировали в начале прошлого года ("мы будем работать даже в 0 или небольшой минус, чтобы сохранить долю рынка и бла бла бла") - остыли и начали мыслить логично, кто-то уже осознал, что не имея достаточных зубов - капитал нужно спасать, а не разбазаривать его в конкурентной войне с теми, кто изначально находится в более тяжелой весовой категорией.
Весь 2015 год мы вкладывали в фундаментальные конкурентные преимущества, уверен, что тоже самое делали и другие компании, которые уже имели капитал на момент, когда грянул кризис. В ретроспективе:
Конец 2014 года - все свободные средства вложили в закуп и воспользовавшись джет-лагом некоторых поставщиков заполнили склад на всю весну вперед по старому или промежуточному курсу = обеспечили себе прибыль в сезон + снизили прибыль конкурентов, исключив их возможность агрессивно развиться в сложный период (это было тактически важно именно тогда).
Май 2015 года - высвободившиеся средства в рублях реинвестировали в покупку недвижимости, расположенной в самом центре города на перекрестке двух улиц (ранее мы арендовали помещение на второстепенной улице), насколько важен "локейшн" для ритейла я думаю объяснять не нужно? Недвижимость в кризис у нас значительно подешевела, даже в рублях, а в долларах - так вообще в два раза, таким образом я решил сохранить покупательскую способность заработанных рублей + обеспечить себе фундаментальное долговременное преимущество в городе + возможность кредитоваться под твердый залог на крупную сумму (а это ниже процентная ставка + гораздо реальнее положительное решение) + возможность быть прибыльным даже при нереально суровом демпинге (аренды то нет).
Лето-осень - ремонт купленной недвижимости, достройка-пристройка-увеличение площади . Вопрос максимальной оптимизации купленной недвижимости решили поднять сразу, а не со временем (своё же!), но это потребовало существенных материальных затрат (планы были соответствующие), справились и с этой задачей, пусть и с большим трудом, пришлось даже оперативно открыть магазин в соседнем городе (Сургуте, я владелец компании "Железный Аргумент" в городе Нижневартовск), чтобы увеличить количество оборотных средств. Cклад позволял такой маневр, а вот денег живых нужно было больше.
Покупка и ремонт потребовали очень много живых денег, поэтому в период, когда мы сосредоточились на этом - ситуацию в городе слегка отпустили. Начав работать в своем помещении, наконец то смогли сосредоточиться на своей непосредственной работе - продажах, пополняем ассортимент, наращиваем жирок и готовимся к позиционной войне. Начинаем опять закручивать гайки. В новом помещении значительно больше торговая площадь - будем увеличивать ассортимент за счет смежных категорий спортивных товаров (одежда, обувь), в которых будет прибыль, в случае, если 2016 год мы решим демпинговать. Позволить себе это конкуренты,как Вы понимаете, не смогут - нет соответствующей собственной площади и капитала. Эти товарные категории заранее проработаны в 2015 году, осталось их постепенно расширять (торопиться некуда и будем мы это делать исключительно из прибыли).
Кроме этого на 2016 год намечен план работ над другими фундаментальными преимуществами компании - они будут реализовываться поэтапно, от наиболее приоритетных, к наименее. Раскрывать не буду - не то время, чтобы играть в мецената с потенциальными конкурентами, се ля ви. Оптимизируется и улучшается маркетинг, который у нас и так многие находили достойным. Увеличивается эффективность всего, что можно улучшить, разбираем каждый бизнес-процесс, каждую деталь.
Успокаиваться мы не собираемся даже близко - иллюзий никаких нет и не было изначально, это собственно и позволило добиться тех результатов, которые я озвучил выше. Я сразу смотрел на ситуацию как на очень напряженную и принимал соответствующие решения, ни о каком отпуске или выходных днях мне думать не приходилось, как и моим сотрудникам, которые разделили со мной это испытание. Было и будет (иллюзий нет, повторюсь) - очень тяжело, нервы, сложные решения, ошибки внезапные и дорогие и тп и тд. Пришлось серьёзно поработать над собой, как над личностью и руководителем, всё таки кризис действительно очищает, слишком сытая жизнь любого превращает в мудака:) Нового Года ждал как ребёнок, понимая, что смогу передохнуть сам и дать возможность отдохнуть сотрудникам.
Очень сильно помогли поставщики - Игорь, в первую очередь, за что ему огромное спасибо и максимальный уровень лояльности на долгие годы, надеюсь, что в новом проекте мы сможем ещё больше сплотиться:) Наталье (управляющей) и Денису (моему менеджеру) отдельный привет и благодарность, надеюсь улыбнетесь, когда будете читать эти строки. А так же Виктору Шамину, с которым мы удачно поговорили еще весной, когда об Ostrovit и других хитовых (в настоящее время) брендах никогда не знал. Этот разговор бы не состоялся, если бы не Никита, которому я так же передаю привет и поздравляю с повышением.
Я рассказал свою историю 2015 года, чтобы те кто читают эту тему поняли, что никакой жести ещё даже не начиналось. Я уверен, что все владельцы капитала (какого-никакого) в нашей индустрии занимались тем же самым в 2015 - реинвестировали его в долговременные конкурентные преимущества, покупали недвижимость, строили заводы и никто - в том числе и моя компания, ещё даже на половину эти новые полученные преимущества не реализовал. Если Вам было очень тяжело в 2015 и это "тяжело" было не следствием Вашего собственного выбора (как в нашем случае, когда мы так взинтили темп, чтобы потом получить железные преимущества), то в 2016 Вас ждёт просто ад.
5lb и другие крупные сети из Питера, например - продолжат расти, ибо рост для них - это способ выжить, vitawin - выросли за 2015 год, я уверен, научившись много продавать (и вот с их финансовой мощью будет конкурировать сильнее), GNC активизировались, Do4a - тоже молодец, чтобы про него не говорили (франчайзи его - это да, сомнительные предприниматели, но сам он - умеет, факт) + в каждом регионе лидеры, которые вложившись, например, как мы в недвижимость - будут биться серьезно и жёстко. И если Вас всех пугает инфляция, то действительно страшно будет, когда из-за падения покупательского спроса - начнется дефляция, среди поставщиков она уже началась. Вот тут Ваш капитал начнет таить на глазах, ибо продавать Вы будете не просто с наценкой в 20%, а дешевле, чем закупили.
P.S. В 2015 году я позволил себе высказаться на форуме только в начале года, всё остальное время было не до этого. Соскучились, я надеюсь?:)