BrahmaN » 09 дек 2014, 23:27
Понятно, что ситуация крайне сложная. И сейчас все соревнуются в наиболее мрачных прогнозах.
Поделюсь своим мнением по ситуации. Во-первых, если заглянуть чуть дальше, то мы пережили куда большее падение. В свое время доллар стоил 6 рублей (в пересчете на сегодняшние деньги) и спустя годы 30-32 было для всех нормальным положением вещей. А импортная продукция за это время никуда не делась. С 2001 по 2013 г. доллар держался в коридоре 30-32 рубля, то есть 12 лет почти без изменений. Но за эти 12 лет, средняя зарплата и доходы населения выросли примерно в 4-5 раз (с учетом индексации). Соответственно с экономической точки зрения нарушенный баланс рано или поздно должен был быть восстановлен. Такие пиковые скачки в экономике безусловно оказывают шокирующее влияние на ряд отраслей, но со временем ситуация выравнивается и стабилизируется. Бюджет страны существенно не теряет денег, так как за проданную нефть получает больше рублей и это компенсирует падение цены на нефть, промышленность будет более экспорт ориентированной и конкурентоспособной, а значит получит больше денег, что в свою очередь должно будет привести к росту зарплат, бюджетники будут проиндексированы. Соответственно вектор будет направлен на достижение баланса. Курса валют – средней инфляции – средней заработной платы.
Если смотреть по нефти, к которой привязан наш курс, то спад нефти, это увеличение общей добычи за счет появления нового игрока в виде американцев и их сланцевой добычи. Порог цены при которой она не рентабельна уже близко, зима – период наибольшего потребления данных ресурсов, центробанк, не смотря на то, что объявил плавающий курс, инкогнито вмешивается со своими интервенциями предотвращая галопирующую девальвацию, это оставляет надежду на стабилизацию курса в текущем коридоре 54-57 в ближайшее время.
Возвращаясь, к рынку спорт пита. Безусловно рынок изменится и примет новые формы, но он не исчезнет. Спорт пит не умер даже на Украине, где рост валюты составил более 100%, идут военные действия и полный развал экономики. Я периодически общаюсь со своим другом в Харькове, который также занимается спортивным питанием.
Будет смена традиционной потребительской корзины. На первый план выйдут креатин, бца, амины. Удорожание той же банки креатина с 500 до 700 рублей не заставит отказаться от этого продукта, это очевидно. Гейнеры, протеины особенно в крупных фасовках будут покупать гораздо меньше и традиционные лидеры сменятся на новые бренды, которые раньше были в тени, или появятся новые. Поставщики уже судорожно ищут аналоги американских «пур протов» за рубежом.
По поставщикам. Не стоит рассчитывать на то, что они будут помогать рознице. Объемов того же Завьялова или Окфита хватит чтобы они с комфортом пережили всю эту болтанку, просто потому, что пока нет достойной альтернативы этим конторам, и покупать у них будут в любом случае. Надеяться надо только на себя. На текущий момент есть определенные признаки, указывающие, на то, что они готовы просесть по цене, но думаю не стоит надеяться на то, что это снижение как то существенно изменит ситуацию.
Что касается самих потребителей. Постоянные клиенты, привыкшие к спорт питу, как я писал выше не откажутся от него, да они уменьшат средний чек, перейдут на другие более дешевые продукты, но не исключат его полностью из своего рациона. Новички, залетные или подснежники – это тот круг лиц, которые не знают рынка и не владеют информацией о том, сколько должен стоить тот или иной продукт будут покупать и цены их не испугают. Они купят то, что скажет консультант и то, на что хватит выделенной суммы денег. А пока (слава Богу) существуют продукты со стоимостью 1000-2000 рублей. Этот пласт также не будет потерян.
Снижение продаж неизбежно и придется затянуть пояса, но это период очищения. Выживут сильнейшие. Все демпингеры, случайные участники рынка и те, кто являются слабыми управленцами будут раздавлены и уйдут с рынка.
Настает время считать личные расходы, оптимизировать издержки, товарные запасы, пересматривать ассортимент, ценовую и дисконтную политику, искать новых поставщиков и продумывать менеджмент. Все, чтобы остаться в числе тех, кто выживет после этого потопа.